Re: Хитрожопый переселенец
Добавлено: 13 май 2021, 10:36
dell
продолжаем сагу о хитрожопых переселенцах
Судья: Грибова М.В.
1 инст. дело № 2-3105/20
2 инст. дело № 33-14264/21
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 апреля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Гербекова Б.И.,
судей Максимовой Е.В., Вьюговой Н.М.,
при секретаре Теребун Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Максимовой Е.В..
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Малаховой Е.А. на решение Тверского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ., которым постановлено:
В удовлетворении иска Малаховой Е.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка к Московскому фонду реновации жилой застройки, Департаменту городского имущества города Москвы, Правительству Москвы об обязании предоставить равнозначную квартиру или квартиру большей жилой площади в рамках Программы реновации - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Малахова Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Московскому фонду реновации жилой застройки (Фонд реновации), Департаменту городского имущества города Москвы, Правительству Москвы об обязании предоставить равнозначную квартиру или квартиру большей жилой площади в рамках Программы реновации, мотивируя тем, что она с несовершеннолетним сыном проживает в однокомнатной квартире жилой площади 23м2 по адресу: …., которая принадлежит ей на праве собственности, по Программе реновации ей были предложены квартиры с жилой площадью 14м2 и 16м2, то есть неравнозначные, до настоящего времени истцу и ее несовершеннолетнему ребенку не предоставлено равнозначное жилое помещение, чем нарушены ее конституционные права, просила обязать ответчиков предоставить равнозначную квартиру или квартиру большей жилой площади в рамках Программы реновации.
Истец и ее представитель в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Московского фонда реновации жилой застройки в судебное заседание явился, против удовлетворения иска возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание явилась, против удовлетворения иска возражала.
Представитель ответчика Правительства Москвы в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд постановил вышеуказанное решение, об отмене которого просит истец Малахова Е.А., по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии Малахова Е.А. и ее представитель по доверенности Волгин С.С. явились, доводы жалобы поддержали.
Представители Московского фонда реновации жилой застройки по доверенности Завьялов А.Д., Департамента городского имущества города Москвы – Юдина Н.А., Правительства Москвы – Камилова З.М. в суде апелляционной инстанции в удовлетворении жалобы просили отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Судебная коллегия, выслушав стороны, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, нашла решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В статье 2 Закона г. Москвы от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве" определено, что правовую основу обеспечения дополнительных гарантий жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы.
В соответствии со ст. 7.3 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, в целях обеспечения их жилищных прав взамен указанных жилых помещений предоставляются равнозначные жилые помещения.
Под равнозначным жилым помещением в настоящем Законе понимается жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям: жилая площадь и количество комнат в таком жилом помещении не меньше жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения; такое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства, установленным законодательством адрес, а также имеет улучшенную отделку в соответствии с требованиями, установленными нормативным правовым актом адрес; такое жилое помещение находится в многоквартирном доме, который расположен в том же районе адрес, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу реновации.
Из ст. 5 Закона г. Москвы от 17 мая 2017 года N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве" следует, что собственник жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, вправе на основании письменного заявления вместо предоставляемого равнозначного жилого помещения получить за освобождаемое жилое помещение предварительное и равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного жилого помещения на праве собственности. Размер такого возмещения и порядок его предоставления определяются в соответствии с федеральным законодательством, в том числе законодательством об оценочной деятельности.
Судом установлено, что истец является собственником квартира, расположенной по адресу: …., жилая площадь 23м2.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: …., в котором расположено принадлежащее истцу жилое помещение, включен в Перечень многоквартирных домов первого периода индустриального домостроения, аналогичных им по характеристикам конструктивных элементов многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация, предусмотренный постановлением Правительства Москвы от 01.08.2018 № 497-ПП.
ДД.ММ.ГГГГ. истцу было направлено уведомление Фондом реновации с предложением произвести обмен принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения путем заключения договора мены жилого помещения с Фондом реновации.
На обращения истца Департаментом градостроительной политики г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ., Департаментом городского имущества г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ., Департаментом городского имущества г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ., Фондом реновации от ДД.ММ.ГГГГ. были даны ответы, из которых следует, что в настоящее время равнозначная квартира для переселения истца отсутствует.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на то, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: …. полностью расселен, собственникам жилых помещений предоставлено жилое помещение по Программе реновации, однако ей и ее несовершеннолетнему сыну равнозначное жилое помещение в настоящее время не предоставлено, в связи с чем истец и ее несовершеннолетний сын продолжают проживать одни в многоквартирном доме, где периодически отключают водоснабжение, газоснабжение и электроснабжение.
Представитель ответчика Фонда реновации в судебном заседании указал на то, что Фонд реновации не предоставляет равнозначное жилое помещение по Программе реновации, а по инициативе истца может заключить договор мены на жилое помещение меньшей площади или большей площади.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании указала на то, что право истца на получение равнозначного жилого помещения не оспаривается, пояснила, что в настоящее время на текущем этапе реализации Программы реновации равнозначного жилого помещения для истца не имеется, в связи с чем в настоящее время равнозначное жилое помещение не может быть предоставлено истцу.
В соответствии со ст. 7.7. Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" Московский фонд реновации жилой застройки (далее - фонд) является унитарной некоммерческой организацией, созданной в соответствии с нормативным правовым актом города Москвы в организационно-правовой форме фонда.
Целями деятельности фонда являются содействие обновлению среды жизнедеятельности и созданию благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства для предотвращения роста аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства.
Для достижения предусмотренных частью пятой настоящей статьи целей фонд осуществляет, в том числе, следующие функции: обеспечивает в рамках своих полномочий выполнение мероприятий, предусмотренных программой реновации, решениями о реновации; оказывает содействие при осуществлении сноса многоквартирных домов, включенных в решения о реновации.
В соответствии с п. 2.13 постановления Правительства Москвы от 08.08.2017 № 517-ПП «Об учреждении Московского фонда реновации жилой застройки» Фонд реновации вправе при наличии согласия собственника жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, заключить с собственником договор мены в отношении такого жилого помещения, по которому Фонд передает указанному собственнику находящееся в собственности Фонда жилое помещение, которое соответствует установленным для целей реализации программы реновации стандартам благоустройства и требованиям к улучшенной отделке, общая площадь которого больше общей площади принадлежащего указанному собственнику жилого помещения и жилая площадь которого меньше жилой площади принадлежащего указанному собственнику жилого помещения. Заключение указанного договора осуществляется без взимания доплаты с собственника и Фонда.
Согласно п. 2.14 вышеуказанного постановления собственнику, заключившему указанный в пункте 2.13 постановления договор мены жилого помещения, в порядке, установленном советом Фонда, предоставляется компенсация в денежной Форме за счет средств Фонда, размер которой определяется как произведение разницы между жилой площадью жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, и жилой площадью жилого помещения, находящегося в собственности Фонда и переданного по такому договору мены жилого помещения, на рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, находящегося в собственности Фонда и переданного по такому договору мены жилого помещения.
В соответствии с п. 2.15 вышеуказанного постановления Фонд вправе при наличии согласия собственника заключить с ним договор мены жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, по которому Фонд передает собственнику находящееся в собственности Фонда и расположенное в городе Москве в многоквартирном доме вне района города Москвы, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу реновации.
Таким образом, исходя из функций Фонда, обязанность по предоставлению равнозначного жилого помещения для переселения истца на него возложена быть не может.
В целях реализации положений статьи 7.3 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» и постановления Правительства Москвы от 1 августа 2017 г. № 497-ПП «О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве» правительством Москвы принято постановление от 01.02.2018 № 45-ПП «О порядке приобретения собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве, или гражданами, имеющими право пользования такими жилыми помещениями на условиях социального найма, за доплату жилых помещений большей площади и (или) жилых помещений, имеющих большее количество комнат, чем предоставляемые им равнозначные жилые помещения».
Согласно п. 1.1 постановления Правительства Москвы от 01.02.2018 № 45-ПП правом приобретения жилых помещений в соответствии с условиями настоящего постановления обладают собственники жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве, или граждане, имеющие право пользования такими жилыми помещениями на условиях социального найма, которым предоставляются в собственность равнозначные жилые помещения.
Судом установлено, что Фондом реновации неоднократно были предложены истцу варианты переселения, а именно, истцу были предложены жилые помещения, имеющие меньшую площадь, которые могли быть предоставлены истцу с его согласия с выплатой компенсации за уменьшение жилой площади, а также разъяснено право на приобретение с доплатой жилого помещения, имеющего большее количество комнат и/или большую площадь, и порядок реализации указанного права, однако истец отказалась от предложенных вариантов.
Данный отказ является правом истца, при этом со стороны ответчиков какого-либо понуждения заключить истцом договора мены на меньшую площадь, либо получить денежную компенсацию взамен площади, не оказывалось. Вопрос о выселении истца из занимаемого жилого помещения не ставился.
Суд правильно указал, что доводы истца о том, что у Фонда реновации имеется обязанность по переселению истца из принадлежащего ей жилого помещения в равнозначное жилое помещение, основаны на неверном толковании норм права, а потому не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований.
Разрешая требования истца к Департаменту городского имущества города Москвы, Правительству Москвы, суд руководствовался Законом РФ «О статусе столицы Российской Федерации», Положением о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 № 99-ПП, исходил из того, что собственнику жилого помещения действительно предоставлено право на получение равнозначного жилого помещения от Департамента городского имущества г. Москвы без компенсаций и доплат либо воспользоваться возможностью приобрести у Фонда реновации жилое помещение, имеющее меньшую жилую площадь с получением компенсации либо имеющее большую жилую площадь и/или большее количество комнат с внесением доплаты, однако несмотря на то, что равнозначное жилое помещение истцу до настоящего времени не представлено, право истца со стороны ответчика на получение равнозначного жилого помещения по Программе реновации, поскольку само по себе отсутствие в настоящее время равнозначного жилого помещения не свидетельствует о том, что оно не будет предоставлено истцу в будущем, а также не указывает на нарушение прав истца, как собственника жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в Программу реновации.
В соответствии со ст. 7.6 Закона РФ «О статусе столицы Российской Федерации» вывод из эксплуатации многоквартирного дома, включенного в решение о реновации, осуществляется на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы (далее - решение о выводе из эксплуатации).
Решение о выводе из эксплуатации должно содержать дату вывода из эксплуатации многоквартирного дома, включенного в решение о реновации, и иные определенные нормативным правовым актом города Москвы сведения. При этом решение о выводе из эксплуатации принимается не ранее дня выселения всех собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме, включенном в решение о реновации, в соответствии с частью третьей настоящей статьи.
При реализации решения о реновации собственники жилых помещений и наниматели жилых помещений не могут быть выселены из жилых помещений в многоквартирном доме, включенном в решение о реновации, до дня передачи им нового жилого помещения, соответствующего требованиям настоящего Закона, или предоставления им в соответствии с настоящим Законом равноценного возмещения в денежной форме.
Со дня вывода из эксплуатации многоквартирного дома, включенного в решение о реновации, осуществляется его отключение от сетей инженерно-технического обеспечения, электрических сетей. Эксплуатация жилых и нежилых помещений в таком многоквартирном доме не допускается.
Судом отклонены доводы истца о том, что в квартире периодически происходит отключение водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения, поскольку в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие указанные доводы.
Решение о выводе из эксплуатации многоквартирного дома, не принималось, доказательств иного материалы дела не содержат.
Таким образом выводы суда о том, что оснований для удовлетворения исковых требований Малаховой Е.А. не имеется, поскольку Фонд реновации не наделен полномочиями по предоставлению равнозначного жилого помещения, а значит не имеет полномочий на предоставление равнозначного жилого помещения при реализации мероприятий Программы реновации; нормами действующего законодательства предусмотрен определенный порядок предоставления равнозначного жилого помещения; срок предоставления равнозначного жилого помещения определяется договором мены; собственник не может быть выселен из жилого помещения до дня предоставления ему равнозначного жилого помещения, а многоквартирный дом выводится из эксплуатации и отключается от сетей инженерно-технического обеспечения и электрических сетей не ранее дня выселения всех собственников и нанимателей жилых помещений; уполномоченный орган – Департамент городского имущества г. Москвы не оспаривает право истца на получение равнозначного жилого помещения, коллегия признает правильными, основаны на представленных доказательствах и соответствуют нормам права, подлежащим применению к спорному правоотношению.
Ссылки истца на то, что ответчиком допущено злоупотребление правом, являются несостоятельными, поскольку каких-либо доказательств в обоснование указанных обстоятельств истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено. Само по себе не предоставление ответчику до настоящего времени равнозначного жилого помещения не свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны ответчика, поскольку многоквартирный дом № … корп. … включен в Программу реновации жилищного фонда в г.Москве, которая принимается на срок до 2032 года, право истца на получение равнозначного жилого помещения не оспаривается, конкретный срок предоставления жилого помещения при реализации Программы реновации не установлен.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и направлены лишь на переоценку установленных судом обстоятельств, что в свою очередь не может являться основанием для отмены постановленного решения суда.
Апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
1 инст. дело № 2-3105/20
2 инст. дело № 33-14264/21
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 апреля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Гербекова Б.И.,
судей Максимовой Е.В., Вьюговой Н.М.,
при секретаре Теребун Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Максимовой Е.В..
гражданское дело по апелляционной жалобе истца Малаховой Е.А. на решение Тверского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ., которым постановлено:
В удовлетворении иска Малаховой Е.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка к Московскому фонду реновации жилой застройки, Департаменту городского имущества города Москвы, Правительству Москвы об обязании предоставить равнозначную квартиру или квартиру большей жилой площади в рамках Программы реновации - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Малахова Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Московскому фонду реновации жилой застройки (Фонд реновации), Департаменту городского имущества города Москвы, Правительству Москвы об обязании предоставить равнозначную квартиру или квартиру большей жилой площади в рамках Программы реновации, мотивируя тем, что она с несовершеннолетним сыном проживает в однокомнатной квартире жилой площади 23м2 по адресу: …., которая принадлежит ей на праве собственности, по Программе реновации ей были предложены квартиры с жилой площадью 14м2 и 16м2, то есть неравнозначные, до настоящего времени истцу и ее несовершеннолетнему ребенку не предоставлено равнозначное жилое помещение, чем нарушены ее конституционные права, просила обязать ответчиков предоставить равнозначную квартиру или квартиру большей жилой площади в рамках Программы реновации.
Истец и ее представитель в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Московского фонда реновации жилой застройки в судебное заседание явился, против удовлетворения иска возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание явилась, против удовлетворения иска возражала.
Представитель ответчика Правительства Москвы в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд постановил вышеуказанное решение, об отмене которого просит истец Малахова Е.А., по доводам апелляционной жалобы.
В заседание судебной коллегии Малахова Е.А. и ее представитель по доверенности Волгин С.С. явились, доводы жалобы поддержали.
Представители Московского фонда реновации жилой застройки по доверенности Завьялов А.Д., Департамента городского имущества города Москвы – Юдина Н.А., Правительства Москвы – Камилова З.М. в суде апелляционной инстанции в удовлетворении жалобы просили отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Судебная коллегия, выслушав стороны, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, нашла решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В статье 2 Закона г. Москвы от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве" определено, что правовую основу обеспечения дополнительных гарантий жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы.
В соответствии со ст. 7.3 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, в целях обеспечения их жилищных прав взамен указанных жилых помещений предоставляются равнозначные жилые помещения.
Под равнозначным жилым помещением в настоящем Законе понимается жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям: жилая площадь и количество комнат в таком жилом помещении не меньше жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения; такое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства, установленным законодательством адрес, а также имеет улучшенную отделку в соответствии с требованиями, установленными нормативным правовым актом адрес; такое жилое помещение находится в многоквартирном доме, который расположен в том же районе адрес, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу реновации.
Из ст. 5 Закона г. Москвы от 17 мая 2017 года N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве" следует, что собственник жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, вправе на основании письменного заявления вместо предоставляемого равнозначного жилого помещения получить за освобождаемое жилое помещение предварительное и равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного жилого помещения на праве собственности. Размер такого возмещения и порядок его предоставления определяются в соответствии с федеральным законодательством, в том числе законодательством об оценочной деятельности.
Судом установлено, что истец является собственником квартира, расположенной по адресу: …., жилая площадь 23м2.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: …., в котором расположено принадлежащее истцу жилое помещение, включен в Перечень многоквартирных домов первого периода индустриального домостроения, аналогичных им по характеристикам конструктивных элементов многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация, предусмотренный постановлением Правительства Москвы от 01.08.2018 № 497-ПП.
ДД.ММ.ГГГГ. истцу было направлено уведомление Фондом реновации с предложением произвести обмен принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения путем заключения договора мены жилого помещения с Фондом реновации.
На обращения истца Департаментом градостроительной политики г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ., Департаментом городского имущества г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ., Департаментом городского имущества г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ., Фондом реновации от ДД.ММ.ГГГГ. были даны ответы, из которых следует, что в настоящее время равнозначная квартира для переселения истца отсутствует.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на то, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: …. полностью расселен, собственникам жилых помещений предоставлено жилое помещение по Программе реновации, однако ей и ее несовершеннолетнему сыну равнозначное жилое помещение в настоящее время не предоставлено, в связи с чем истец и ее несовершеннолетний сын продолжают проживать одни в многоквартирном доме, где периодически отключают водоснабжение, газоснабжение и электроснабжение.
Представитель ответчика Фонда реновации в судебном заседании указал на то, что Фонд реновации не предоставляет равнозначное жилое помещение по Программе реновации, а по инициативе истца может заключить договор мены на жилое помещение меньшей площади или большей площади.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы в судебном заседании указала на то, что право истца на получение равнозначного жилого помещения не оспаривается, пояснила, что в настоящее время на текущем этапе реализации Программы реновации равнозначного жилого помещения для истца не имеется, в связи с чем в настоящее время равнозначное жилое помещение не может быть предоставлено истцу.
В соответствии со ст. 7.7. Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" Московский фонд реновации жилой застройки (далее - фонд) является унитарной некоммерческой организацией, созданной в соответствии с нормативным правовым актом города Москвы в организационно-правовой форме фонда.
Целями деятельности фонда являются содействие обновлению среды жизнедеятельности и созданию благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства для предотвращения роста аварийного жилищного фонда в городе Москве, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства.
Для достижения предусмотренных частью пятой настоящей статьи целей фонд осуществляет, в том числе, следующие функции: обеспечивает в рамках своих полномочий выполнение мероприятий, предусмотренных программой реновации, решениями о реновации; оказывает содействие при осуществлении сноса многоквартирных домов, включенных в решения о реновации.
В соответствии с п. 2.13 постановления Правительства Москвы от 08.08.2017 № 517-ПП «Об учреждении Московского фонда реновации жилой застройки» Фонд реновации вправе при наличии согласия собственника жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, заключить с собственником договор мены в отношении такого жилого помещения, по которому Фонд передает указанному собственнику находящееся в собственности Фонда жилое помещение, которое соответствует установленным для целей реализации программы реновации стандартам благоустройства и требованиям к улучшенной отделке, общая площадь которого больше общей площади принадлежащего указанному собственнику жилого помещения и жилая площадь которого меньше жилой площади принадлежащего указанному собственнику жилого помещения. Заключение указанного договора осуществляется без взимания доплаты с собственника и Фонда.
Согласно п. 2.14 вышеуказанного постановления собственнику, заключившему указанный в пункте 2.13 постановления договор мены жилого помещения, в порядке, установленном советом Фонда, предоставляется компенсация в денежной Форме за счет средств Фонда, размер которой определяется как произведение разницы между жилой площадью жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, и жилой площадью жилого помещения, находящегося в собственности Фонда и переданного по такому договору мены жилого помещения, на рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, находящегося в собственности Фонда и переданного по такому договору мены жилого помещения.
В соответствии с п. 2.15 вышеуказанного постановления Фонд вправе при наличии согласия собственника заключить с ним договор мены жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, по которому Фонд передает собственнику находящееся в собственности Фонда и расположенное в городе Москве в многоквартирном доме вне района города Москвы, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу реновации.
Таким образом, исходя из функций Фонда, обязанность по предоставлению равнозначного жилого помещения для переселения истца на него возложена быть не может.
В целях реализации положений статьи 7.3 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» и постановления Правительства Москвы от 1 августа 2017 г. № 497-ПП «О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве» правительством Москвы принято постановление от 01.02.2018 № 45-ПП «О порядке приобретения собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве, или гражданами, имеющими право пользования такими жилыми помещениями на условиях социального найма, за доплату жилых помещений большей площади и (или) жилых помещений, имеющих большее количество комнат, чем предоставляемые им равнозначные жилые помещения».
Согласно п. 1.1 постановления Правительства Москвы от 01.02.2018 № 45-ПП правом приобретения жилых помещений в соответствии с условиями настоящего постановления обладают собственники жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве, или граждане, имеющие право пользования такими жилыми помещениями на условиях социального найма, которым предоставляются в собственность равнозначные жилые помещения.
Судом установлено, что Фондом реновации неоднократно были предложены истцу варианты переселения, а именно, истцу были предложены жилые помещения, имеющие меньшую площадь, которые могли быть предоставлены истцу с его согласия с выплатой компенсации за уменьшение жилой площади, а также разъяснено право на приобретение с доплатой жилого помещения, имеющего большее количество комнат и/или большую площадь, и порядок реализации указанного права, однако истец отказалась от предложенных вариантов.
Данный отказ является правом истца, при этом со стороны ответчиков какого-либо понуждения заключить истцом договора мены на меньшую площадь, либо получить денежную компенсацию взамен площади, не оказывалось. Вопрос о выселении истца из занимаемого жилого помещения не ставился.
Суд правильно указал, что доводы истца о том, что у Фонда реновации имеется обязанность по переселению истца из принадлежащего ей жилого помещения в равнозначное жилое помещение, основаны на неверном толковании норм права, а потому не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований.
Разрешая требования истца к Департаменту городского имущества города Москвы, Правительству Москвы, суд руководствовался Законом РФ «О статусе столицы Российской Федерации», Положением о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 № 99-ПП, исходил из того, что собственнику жилого помещения действительно предоставлено право на получение равнозначного жилого помещения от Департамента городского имущества г. Москвы без компенсаций и доплат либо воспользоваться возможностью приобрести у Фонда реновации жилое помещение, имеющее меньшую жилую площадь с получением компенсации либо имеющее большую жилую площадь и/или большее количество комнат с внесением доплаты, однако несмотря на то, что равнозначное жилое помещение истцу до настоящего времени не представлено, право истца со стороны ответчика на получение равнозначного жилого помещения по Программе реновации, поскольку само по себе отсутствие в настоящее время равнозначного жилого помещения не свидетельствует о том, что оно не будет предоставлено истцу в будущем, а также не указывает на нарушение прав истца, как собственника жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в Программу реновации.
В соответствии со ст. 7.6 Закона РФ «О статусе столицы Российской Федерации» вывод из эксплуатации многоквартирного дома, включенного в решение о реновации, осуществляется на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы (далее - решение о выводе из эксплуатации).
Решение о выводе из эксплуатации должно содержать дату вывода из эксплуатации многоквартирного дома, включенного в решение о реновации, и иные определенные нормативным правовым актом города Москвы сведения. При этом решение о выводе из эксплуатации принимается не ранее дня выселения всех собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме, включенном в решение о реновации, в соответствии с частью третьей настоящей статьи.
При реализации решения о реновации собственники жилых помещений и наниматели жилых помещений не могут быть выселены из жилых помещений в многоквартирном доме, включенном в решение о реновации, до дня передачи им нового жилого помещения, соответствующего требованиям настоящего Закона, или предоставления им в соответствии с настоящим Законом равноценного возмещения в денежной форме.
Со дня вывода из эксплуатации многоквартирного дома, включенного в решение о реновации, осуществляется его отключение от сетей инженерно-технического обеспечения, электрических сетей. Эксплуатация жилых и нежилых помещений в таком многоквартирном доме не допускается.
Судом отклонены доводы истца о том, что в квартире периодически происходит отключение водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения, поскольку в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие указанные доводы.
Решение о выводе из эксплуатации многоквартирного дома, не принималось, доказательств иного материалы дела не содержат.
Таким образом выводы суда о том, что оснований для удовлетворения исковых требований Малаховой Е.А. не имеется, поскольку Фонд реновации не наделен полномочиями по предоставлению равнозначного жилого помещения, а значит не имеет полномочий на предоставление равнозначного жилого помещения при реализации мероприятий Программы реновации; нормами действующего законодательства предусмотрен определенный порядок предоставления равнозначного жилого помещения; срок предоставления равнозначного жилого помещения определяется договором мены; собственник не может быть выселен из жилого помещения до дня предоставления ему равнозначного жилого помещения, а многоквартирный дом выводится из эксплуатации и отключается от сетей инженерно-технического обеспечения и электрических сетей не ранее дня выселения всех собственников и нанимателей жилых помещений; уполномоченный орган – Департамент городского имущества г. Москвы не оспаривает право истца на получение равнозначного жилого помещения, коллегия признает правильными, основаны на представленных доказательствах и соответствуют нормам права, подлежащим применению к спорному правоотношению.
Ссылки истца на то, что ответчиком допущено злоупотребление правом, являются несостоятельными, поскольку каких-либо доказательств в обоснование указанных обстоятельств истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено. Само по себе не предоставление ответчику до настоящего времени равнозначного жилого помещения не свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны ответчика, поскольку многоквартирный дом № … корп. … включен в Программу реновации жилищного фонда в г.Москве, которая принимается на срок до 2032 года, право истца на получение равнозначного жилого помещения не оспаривается, конкретный срок предоставления жилого помещения при реализации Программы реновации не установлен.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда и направлены лишь на переоценку установленных судом обстоятельств, что в свою очередь не может являться основанием для отмены постановленного решения суда.
Апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: