Хитрожопый переселенец
Добавлено: 10 фев 2021, 12:14
dell
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2020 года город Москва
Тверской районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Грибовой М.В., при секретаре Слепых Н.В.,
с участием представителей истца Зарубина Б.В. – Мареевой Л.В., Харизовой В.Э., представителя ответчика Московского фонда реновации жилой застройки - Завьялова А.Д., представителя ответчика Департамента градостроительной политики г. Москвы - Иванова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-700/2020 по иску Зарубина Б.В. к Московскому фонду реновации жилой застройки, Департаменту градостроительной политики города Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы об оспаривании суммы дополнительной платы при приобретении жилого помещения по договору мены, обязании признать жилые помещения равнозначным, обязании внести изменения в пункт 2.1 договора мены жилого помещения, обязании произвести возврат суммы доплаты в размере 1 674 983 руб. 72 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Зарубин Б.В. обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Московскому фонду реновации жилой застройки, Департаменту градостроительной политики города Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы об оспаривании суммы дополнительной платы при приобретении жилого помещения по договору мены, обязании признать жилые помещения равнозначным, обязании внести изменения в пункт 2.1 договора мены жилого помещения, обязании произвести возврат суммы доплаты в размере 1 674 983 руб. 72 коп., мотивируя тем, что по Программе реновации и на основании договора мены жилого помещения № **** от 14 марта 2019 года истец приобрел жилое помещение по адресу: ****, взамен прежнего жилого помещения по адресу: ****. Истец указывает на то, что в силу причин, не зависящих от него, он был вынужден согласиться на выбор новой квартиры, заключив вышеуказанный договор мены, однако истец не согласен с суммой дополнительной оплаты за предоставленное жилое помещение, также истец указывает на то, что выбор жилого помещения большей площади был вынужденным, так как Фонд реновации не смог предоставить истцу равнозначное жилое помещение, по мнению истца, нарушено его право на приобретение равнозначного жилого помещения без дополнительной платы. В связи с чем истец просит обязать Московский фонд реновации жилой застройки признать жилые помещения равнозначными, внести изменения в договор мены и произвести возврат суммы доплаты, указанной в п. 2.2 договора мены жилого помещения.
Представители истца Зарубина Б.В. - Мареева Л.В., Харизова В.Э. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Московского фонда реновации жилой застройки – Заявьялов А.Д. в судебное заседание явился, против удовлетворения иска возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ответчика Департамента градостроительной политики города Москвы – Иванов В.А. в судебное заседание явился, против удовлетворения иска возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее представил возражения на исковое заявление, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 ГПК Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Ст. 432 ГК РФ установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно ст. 567 ГК РФ, по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.
К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (глава 30), если это не противоречит правилам настоящей главы и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Фондом реновации истцу Зарубину Б.В. было направлено уведомление от 20 ноября 2018 года № ФР-01-608/18-34 о возможности при условии наличия согласия с его стороны произвести обмен принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, на жилое помещение, расположенное по адресу **** путем заключения договора мены с Фондом реновации. Также истцу в указанном уведомлении была разъяснена возможность помимо переселения по договору мены с компенсацией за недостающую жилую площадь приобрести жилые помещения большей площади и/или с большим количеством комнат за дополнительную плату в рамках постановления Правительства Москвы от 01.02.2018 № 45-ПП. В случае заинтересованности в указанных вариантах обмена истцу предложено обратиться в Фонд реновации.
06 декабря 2018 года истец Зарубин Б.В. обратился в Фонд реновации с заявлениями об отказе от приобретения жилого помещения, имеющего меньшую жилую площадь, с выплатой денежной компенсации и о приобретении за доплату жилого помещения, имеющего большую площадь и большее количество комнат (заявления от 06.12.2018 вх.№ ФР-01-691/18 и ФР-01-691/18).
25 декабря 2018 года Фондом реновации истцу было сообщено, что его заявление по вопросу приобретения жилого помещения большей площади по договору мены было рассмотрено, принято решение о заключении с ним договора мены, также было сообщено о возможности выбора квартиры и указан официальный сайт Фонда реновации, на котором размещен перечень квартир, направленных на цели приобретения за доплату жилых помещений большей площади.
14 марта 2019 года между истцом Зарубиным Б.В. и Московским фондом реновации жилой застройки (Фонд реновации) заключен договор мены жилого помещения № 49/Ф/2019, на основании которого истец приобрел в собственность жилое помещение общей площадью 54,1 кв.м., жилой площадью 25,8 кв. м, состоящее из 2-х комнат, расположенное в многоквартирном доме по адресу: **** , которое предоставлено истцу в обмен на принадлежавшее ему жилое помещение общей площадью 32,0 кв.м., жилой площадью 20,4 кв.м., состоящее из 1 комнаты, расположенное в многоквартирном жилом доме по адресу: ****.
Договор мены № ****от 14 марта 2019 года подписан Зарубиным Б.В. и представителем Фонда реновации Витришак В.В.
Как следует из ответа на обращение Зарубина Б.В. от 27 марта 2019 года, Фонд реновации 20 марта 2019 года направил пакет документов, необходимый для регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: **** в Управление Росреестра по городу Москве для проведения регистрационных действий.
Из п. 1.1 договора мены № ****от 14 марта 2019 года следует, что в рамках реализации Программы реновации Фонд реновации обязуется передать гражданину принадлежащее Фонду реновации на праве собственности жилое помещение общей площадью 54,1 кв.м., жилой площадью 25,8 кв. м, состоящее из 2-х комнат, расположенное в многоквартирном доме по адресу: **** (жилое помещение 1), кадастровый номер ****, а гражданин, реализуя свое право предусмотренное Постановлением, взамен равнозначного жилого помещения, предоставляемого гражданину в рамках реализации Программы реновации, обязуется принять жилое помещение 1 и передать взамен принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение общей площадью 32,0 кв.м., жилой площадью 20,4 кв.м., состоящее из 1 комнаты, расположенное в многоквартирном жилом доме по адресу: ****, (жилое помещение 2), кадастровый номер ****. Жилое помещение 1 и 2 не являются равнозначными.
Согласно п. 2.1 договора мены жилого помещения № **** от 14 марта 2019 года жилое помещение 1 и жилое помещение 2 не являются равнозначными. Стоимость жилого помещения 1 рассчитана исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади равной 185 114 руб., и составляет 10 014 667 руб.
В пункте 6.2 договора мены истец подтвердил, что он понимает значение своих действий, у него отсутствуют обстоятельства, вынуждающие его совершить данную сделку на крайне невыгодных для себя условиях.
Зарубин Б.В. оплатил Фонду реновации денежные средства в размере 100 000 руб. в качестве обеспечительного платежа до подписания договора, что подтверждается платежным поручением (квитанцией об оплате) № **** от 05.12.2018 года. Размер доплаты (разница стоимости обмениваемых жилых помещений), за вычетом оплаченного обеспечительного платежа, составил 1 675 983 руб. 72 коп., которые также истцом оплачены.
28 марта 2019 года сторонами договора мены № ****от 14 марта 2019 года подписан акта приема-передачи ключей от квартиры по адресу: ****.
Изложенные выше фактические обстоятельства дела подтверждаются материалами дела, не оспаривались сторонами в судебном заседании.
В судебном заседании в обосновании заявленных требований представители истца указали на то, что истец был вынужден заключить договор мены, поскольку ему не был разъяснен порядок приобретения равнозначного жилого помещения, Фондом реновации были навязаны условия договора мены на приобретение жилого помещения с доплатой, в связи с чем, по мнению истца, жилые помещения должны быть признаны равнозначными, а денежные средства, оплаченные по договору мены, возращены.
Представитель ответчика Фонда реновации в судебном заседании указал на то, что договор мены заключен по инициативе истца, в соответствии с нормами действующего законодательства, в настоящее время истцом получено жилое помещение большей площади, согласно условиям заключенного договора, полагал, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Представитель ответчика Департамента градостроительной политики города Москвы в судебном заседании указал на то, что в компетенцию Департамента не входит предоставление жилого помещения в рамках Программы реновации, полагал, что законных оснований для удовлетворения иска не имеется.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы, в письменных возражениях на исковое заявление, указал на то, что истцом добровольно, по собственной инициативе заключен договор мены с Фондом реновации, в связи с чем ему было предоставлено жилое помещение большей площади за доплату, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Суд считает доводы истца о том, что в отношении него ответчиками нарушены номы действующего законодательства, в связи с чем он был лишен права на приобретение равнозначного жилого помещения необоснованными, поскольку они не нашли подтверждение в судебном заседании, а возражения ответчиков об обратном заслуживающими внимания, поскольку суду представлены доказательства, опровергающие доводы истца.
Так, согласно ч. 1 ст. 7.3 Закона РФ «О статусе столицы Российской Федерации» собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, в целях обеспечения их жилищных прав взамен указанных жилых помещений предоставляются равнозначные жилые помещения.
Под равнозначным жилым помещением понимается жилое помещение, одновременно соответствующее требованиям, указанным в ч. 2 ст.7.3 Закона РФ «О статусе столицы Российской Федерации».
В соответствии с ч. 4 ст. 7.3 Закона РФ «О статусе столицы Российской Федерации» предоставление равнозначного жилого помещения, равноценного возмещения в денежной форме или путем предоставления равноценного жилого помещения осуществляется на основании договора, заключаемого между собственником жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, и уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.
Органом исполнительный власти города Москвы, уполномоченным на предоставление равнозначного жилого помещения и заключение соответствующего договора, является Департамент городского имущества города Москвы.
Пунктом 4.2.57 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 № 99-ПП, предусмотрено полномочие Департамента принимать решение о предоставлении жилых помещений.
Таким образом, в рамках реализации Программы реновации предоставление равнозначных жилых помещений производится уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы - Департаментом городского имущества города Москвы (ч. 1—4 ст. 7.3 Закона РФ «О статусе столицы»).
Фонд реновации учрежден и осуществляет деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Законом РФ от 15.04.1993 № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», Постановлением Правительства Москвы от 08.08.2017 № 517-ПП «Об учреждении Московского фонда реновации жилой застройки».
Так, в соответствии с п. 2.13 постановления Правительства Москвы от 08.08.2017 № 517-ПП «Об учреждении Московского фонда реновации жилой застройки» Фонд реновации вправе при наличии согласия собственника жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, заключить с собственником договор мены в отношении такого жилого помещения, по которому Фонд передает указанному собственнику находящееся в собственности Фонда жилое помещение, которое соответствует установленным для целей реализации программы реновации стандартам благоустройства и требованиям к улучшенной отделке, общая площадь которого больше общей площади принадлежащего указанному собственнику жилого помещения и жилая площадь которого меньше жилой площади принадлежащего указанному собственнику жилого помещения. Заключение указанного договора осуществляется без взимания доплаты с собственника и Фонда.
Согласно п. 2.14 вышеуказанного постановления собственнику, заключившему указанный в пункте 2.13 постановления договор мены жилого помещения, в порядке, установленном советом Фонда, предоставляется компенсация в денежной Форме за счет средств Фонда, размер которой определяется как произведение разницы между жилой площадью жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, и жилой площадью жилого помещения, находящегося в собственности Фонда и переданного по такому договору мены жилого помещения, на рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, находящегося в собственности Фонда и переданного по такому договору мены жилого помещения.
Частью 24 ст. 7.3 Закона РФ «О статусе столицы Российской Федерации» предусмотрено, что собственники жилых помещений и наниматели жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, которым предоставляются в собственность равнозначные жилые помещения, вправе по письменному заявлению приобрести за доплату жилые помещения большей площади и (или) жилые помещения, имеющие большее количество комнат, чем предоставляемые им равнозначные жилые помещения, в порядке, установленном нормативным правовым актом города Москвы, в том числе за счет средств материнского (семейного) капитала, жилищных субсидий и социальных выплат, право на получение которых подтверждается также государственными жилищными сертификатами, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Согласно п. 1.1 постановления Правительства Москвы от 01.02.2018 № 45-ПП правом приобретения жилых помещений в соответствии с условиями настоящего постановления обладают собственники жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве, или граждане, имеющие право пользования такими жилыми помещениями на условиях социального найма, которым предоставляются в собственность равнозначные жилые помещения.
В соответствии с п. 1.2 вышеуказанного постановления собственник, наниматель взамен приобретения в собственность равнозначного жилого помещения в соответствии с положениями статьи 7.3 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» вправе по письменному заявлению, направляемому в Московский фонд реновации жилой застройки, при наличии соответствующих жилых помещений, находящихся в собственности Фонда, приобрести за доплату жилое помещение (жилые помещения) в многоквартирном доме, в котором такому собственнику, нанимателю предоставляется равнозначное жилое помещение, либо в ином построенном в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее - Программа реновации) многоквартирном доме, в котором имеется резерв жилых помещений после завершения предоставления в нем равнозначных жилых помещений, при условии, что такой многоквартирный дом расположен в одном районе города Москвы (применительно к территории Зеленоградского, Троицкого или Новомосковского административных округов города Москвы - в одном административном округе города Москвы) с многоквартирным домом, который включен в Программу реновации и в котором собственнику, нанимателю принадлежит жилое помещение.
В силу п. 1.3 постановления Правительства Москвы от 01.02.2018 № 45-ПП приобретение в соответствии с пунктом 1.2 настоящего постановления жилого помещения (жилых помещений) осуществляется по договору мены с доплатой, заключаемому собственником с Фондом (далее - договор мены), или по договору купли-продажи, заключаемому нанимателем с Фондом (далее - договор купли-продажи).
Доводы истца о том, что у Фонда реновации имеется обязанность по предоставлению гражданам равнозначного жилого помещения без дополнительной платы, суд не может принять во внимание, поскольку нормами действующего законодательство определен уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, которым Фонд реновации не является, а значит не имеет полномочий на предоставление равнозначного жилого помещения при реализации мероприятий Программы реновации.
Истцом Зарубиным Б.В. также в качестве соответчика по настоящему делу привлечен Департамент градостроительной политики города Москвы.
Департамент градостроительной политики города Москвы является органом исполнительной власти города Москвы и действует в соответствии с полномочиями, определенными Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 31.03.2011 № 99-ПП.
Согласно указанному положению, принятие решений об изменении стоимости доплаты за жилое помещение в многоквартирном доме, предоставленное в рамках реализации Программы реновации, не относится к компетенции Департамента.
В рамках Программы реновации на Фонд реновации возложено заключение договоров мены с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации в случаях, определенных Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» и постановлением Правительства Москвы от 1 августа 2017 г. № 497-ПП «О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве». Правительством Москвы принято постановление от 01.02.2018 № 45-ПП «О порядке приобретения собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве, или гражданами, имеющими право пользования такими жилыми помещениями на условиях социального найма, за доплату жилых помещений большей площади и (или) жилых помещений, имеющих большее количество комнат, чем предоставляемые им равнозначные жилые помещения».
Таким образом, собственнику жилого помещения предоставлено право получить равнозначное жилое помещение от Департамента городского имущества г. Москвы без компенсаций и доплат либо воспользоваться возможностью приобрести у Фонда реновации жилое помещение, имеющее меньшую жилую площадь с получением компенсации либо имеющее большую жилую площадь и/или большее количество комнат с внесением доплаты.
Доводы истца о том, что он был вынужден заключить договор мены, поскольку равнозначное жилое помещением ему не было предоставлено по вине Фонда реновации, суд находит несостоятельными, поскольку истец самостоятельно обратился в Фонд реновации с заявлением о предоставлении ему жилого помещения большей площади, добровольно по собственной инициативе заключил с Фондом реновации договор мены жилого помещения, по условиям которого приобрел жилое помещение, имеющее большую площадь и большее количество комнат, с доплатой.
Таким образом, предоставленное истцу жилое помещение не может считаться равнозначным, поскольку ранее истец занимал жилое помещение, состоящее из одной комнаты, предоставленное жилое помещение по договору мены состоит из двух комнат.
Доводы истца о том, что условия переселения участника реновации, изложенные в уведомлении Фонда реновации от 20 ноября 2018 года, являются кабальными для участника реновации и ограничивают участника реновации в возможности использовать другие варианты переселения не связанные с приобретением нового жилья за дополнительную плату, суд находит несостоятельными ввиду следующего.
Согласно ч. 3 ст. 179 ГК РФ сделка на крайне невыгодных условиях, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
По смыслу указанной нормы на лицо, заявившее такое требование, возлагается обязанность доказать наличие совокупности следующих обстоятельств: сделка совершена на крайне невыгодных условиях; вынужденность совершения такой сделки вследствие стечения тяжелых обстоятельств; факт того, что контрагент сделки знал о вышеизложенных обстоятельствах и воспользовался этим.
Вместе с тем, истцом не представлены доказательства наличия совокупности вышеуказанных обстоятельств.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, учитывая, что Фонд реновации не наделен полномочиями по предоставлению равнозначного жилого помещения, учитывая, что договор мены № 49Ф/2019 с доплатой за предоставление жилого помещения, имеющего большую площадь и большее количество комнат, заключен сторонами в установленном действующим законодательством порядке с соблюдением условий и требований к его заключению, что подтверждает волеизявление истца на приобретение за доплату жилого помещения; договор мены заключен по инициативе собственника жилого помещения; истцом Зарубиным Б.В. получено жилое помещение большей площади предыдущего жилого помещения, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований Зарубина Б.В. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Зарубина Б.В. к Московскому фонду реновации жилой застройки, Департаменту градостроительной политики города Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы об оспаривании суммы дополнительной платы при приобретении жилого помещения по договору мены, обязании признать жилые помещения равнозначным, обязании внести изменения в пункт 2.1 договора мены жилого помещения, обязании произвести возврат суммы доплаты в размере 1 674 983 руб. 72 коп. - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Апелляционная жалоба подается через Тверской районный суд города Москвы.
Судья М.В. Грибова
Мотивированное решение суда изготовлено 03.07.2020 года
Именем Российской Федерации
16 июня 2020 года город Москва
Тверской районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Грибовой М.В., при секретаре Слепых Н.В.,
с участием представителей истца Зарубина Б.В. – Мареевой Л.В., Харизовой В.Э., представителя ответчика Московского фонда реновации жилой застройки - Завьялова А.Д., представителя ответчика Департамента градостроительной политики г. Москвы - Иванова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-700/2020 по иску Зарубина Б.В. к Московскому фонду реновации жилой застройки, Департаменту градостроительной политики города Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы об оспаривании суммы дополнительной платы при приобретении жилого помещения по договору мены, обязании признать жилые помещения равнозначным, обязании внести изменения в пункт 2.1 договора мены жилого помещения, обязании произвести возврат суммы доплаты в размере 1 674 983 руб. 72 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Зарубин Б.В. обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Московскому фонду реновации жилой застройки, Департаменту градостроительной политики города Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы об оспаривании суммы дополнительной платы при приобретении жилого помещения по договору мены, обязании признать жилые помещения равнозначным, обязании внести изменения в пункт 2.1 договора мены жилого помещения, обязании произвести возврат суммы доплаты в размере 1 674 983 руб. 72 коп., мотивируя тем, что по Программе реновации и на основании договора мены жилого помещения № **** от 14 марта 2019 года истец приобрел жилое помещение по адресу: ****, взамен прежнего жилого помещения по адресу: ****. Истец указывает на то, что в силу причин, не зависящих от него, он был вынужден согласиться на выбор новой квартиры, заключив вышеуказанный договор мены, однако истец не согласен с суммой дополнительной оплаты за предоставленное жилое помещение, также истец указывает на то, что выбор жилого помещения большей площади был вынужденным, так как Фонд реновации не смог предоставить истцу равнозначное жилое помещение, по мнению истца, нарушено его право на приобретение равнозначного жилого помещения без дополнительной платы. В связи с чем истец просит обязать Московский фонд реновации жилой застройки признать жилые помещения равнозначными, внести изменения в договор мены и произвести возврат суммы доплаты, указанной в п. 2.2 договора мены жилого помещения.
Представители истца Зарубина Б.В. - Мареева Л.В., Харизова В.Э. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика Московского фонда реновации жилой застройки – Заявьялов А.Д. в судебное заседание явился, против удовлетворения иска возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ответчика Департамента градостроительной политики города Москвы – Иванов В.А. в судебное заседание явился, против удовлетворения иска возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ранее представил возражения на исковое заявление, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 3 ГПК Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Ст. 432 ГК РФ установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно ст. 567 ГК РФ, по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.
К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (глава 30), если это не противоречит правилам настоящей главы и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Фондом реновации истцу Зарубину Б.В. было направлено уведомление от 20 ноября 2018 года № ФР-01-608/18-34 о возможности при условии наличия согласия с его стороны произвести обмен принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, на жилое помещение, расположенное по адресу **** путем заключения договора мены с Фондом реновации. Также истцу в указанном уведомлении была разъяснена возможность помимо переселения по договору мены с компенсацией за недостающую жилую площадь приобрести жилые помещения большей площади и/или с большим количеством комнат за дополнительную плату в рамках постановления Правительства Москвы от 01.02.2018 № 45-ПП. В случае заинтересованности в указанных вариантах обмена истцу предложено обратиться в Фонд реновации.
06 декабря 2018 года истец Зарубин Б.В. обратился в Фонд реновации с заявлениями об отказе от приобретения жилого помещения, имеющего меньшую жилую площадь, с выплатой денежной компенсации и о приобретении за доплату жилого помещения, имеющего большую площадь и большее количество комнат (заявления от 06.12.2018 вх.№ ФР-01-691/18 и ФР-01-691/18).
25 декабря 2018 года Фондом реновации истцу было сообщено, что его заявление по вопросу приобретения жилого помещения большей площади по договору мены было рассмотрено, принято решение о заключении с ним договора мены, также было сообщено о возможности выбора квартиры и указан официальный сайт Фонда реновации, на котором размещен перечень квартир, направленных на цели приобретения за доплату жилых помещений большей площади.
14 марта 2019 года между истцом Зарубиным Б.В. и Московским фондом реновации жилой застройки (Фонд реновации) заключен договор мены жилого помещения № 49/Ф/2019, на основании которого истец приобрел в собственность жилое помещение общей площадью 54,1 кв.м., жилой площадью 25,8 кв. м, состоящее из 2-х комнат, расположенное в многоквартирном доме по адресу: **** , которое предоставлено истцу в обмен на принадлежавшее ему жилое помещение общей площадью 32,0 кв.м., жилой площадью 20,4 кв.м., состоящее из 1 комнаты, расположенное в многоквартирном жилом доме по адресу: ****.
Договор мены № ****от 14 марта 2019 года подписан Зарубиным Б.В. и представителем Фонда реновации Витришак В.В.
Как следует из ответа на обращение Зарубина Б.В. от 27 марта 2019 года, Фонд реновации 20 марта 2019 года направил пакет документов, необходимый для регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу: **** в Управление Росреестра по городу Москве для проведения регистрационных действий.
Из п. 1.1 договора мены № ****от 14 марта 2019 года следует, что в рамках реализации Программы реновации Фонд реновации обязуется передать гражданину принадлежащее Фонду реновации на праве собственности жилое помещение общей площадью 54,1 кв.м., жилой площадью 25,8 кв. м, состоящее из 2-х комнат, расположенное в многоквартирном доме по адресу: **** (жилое помещение 1), кадастровый номер ****, а гражданин, реализуя свое право предусмотренное Постановлением, взамен равнозначного жилого помещения, предоставляемого гражданину в рамках реализации Программы реновации, обязуется принять жилое помещение 1 и передать взамен принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение общей площадью 32,0 кв.м., жилой площадью 20,4 кв.м., состоящее из 1 комнаты, расположенное в многоквартирном жилом доме по адресу: ****, (жилое помещение 2), кадастровый номер ****. Жилое помещение 1 и 2 не являются равнозначными.
Согласно п. 2.1 договора мены жилого помещения № **** от 14 марта 2019 года жилое помещение 1 и жилое помещение 2 не являются равнозначными. Стоимость жилого помещения 1 рассчитана исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади равной 185 114 руб., и составляет 10 014 667 руб.
В пункте 6.2 договора мены истец подтвердил, что он понимает значение своих действий, у него отсутствуют обстоятельства, вынуждающие его совершить данную сделку на крайне невыгодных для себя условиях.
Зарубин Б.В. оплатил Фонду реновации денежные средства в размере 100 000 руб. в качестве обеспечительного платежа до подписания договора, что подтверждается платежным поручением (квитанцией об оплате) № **** от 05.12.2018 года. Размер доплаты (разница стоимости обмениваемых жилых помещений), за вычетом оплаченного обеспечительного платежа, составил 1 675 983 руб. 72 коп., которые также истцом оплачены.
28 марта 2019 года сторонами договора мены № ****от 14 марта 2019 года подписан акта приема-передачи ключей от квартиры по адресу: ****.
Изложенные выше фактические обстоятельства дела подтверждаются материалами дела, не оспаривались сторонами в судебном заседании.
В судебном заседании в обосновании заявленных требований представители истца указали на то, что истец был вынужден заключить договор мены, поскольку ему не был разъяснен порядок приобретения равнозначного жилого помещения, Фондом реновации были навязаны условия договора мены на приобретение жилого помещения с доплатой, в связи с чем, по мнению истца, жилые помещения должны быть признаны равнозначными, а денежные средства, оплаченные по договору мены, возращены.
Представитель ответчика Фонда реновации в судебном заседании указал на то, что договор мены заключен по инициативе истца, в соответствии с нормами действующего законодательства, в настоящее время истцом получено жилое помещение большей площади, согласно условиям заключенного договора, полагал, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Представитель ответчика Департамента градостроительной политики города Москвы в судебном заседании указал на то, что в компетенцию Департамента не входит предоставление жилого помещения в рамках Программы реновации, полагал, что законных оснований для удовлетворения иска не имеется.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы, в письменных возражениях на исковое заявление, указал на то, что истцом добровольно, по собственной инициативе заключен договор мены с Фондом реновации, в связи с чем ему было предоставлено жилое помещение большей площади за доплату, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Суд считает доводы истца о том, что в отношении него ответчиками нарушены номы действующего законодательства, в связи с чем он был лишен права на приобретение равнозначного жилого помещения необоснованными, поскольку они не нашли подтверждение в судебном заседании, а возражения ответчиков об обратном заслуживающими внимания, поскольку суду представлены доказательства, опровергающие доводы истца.
Так, согласно ч. 1 ст. 7.3 Закона РФ «О статусе столицы Российской Федерации» собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, в целях обеспечения их жилищных прав взамен указанных жилых помещений предоставляются равнозначные жилые помещения.
Под равнозначным жилым помещением понимается жилое помещение, одновременно соответствующее требованиям, указанным в ч. 2 ст.7.3 Закона РФ «О статусе столицы Российской Федерации».
В соответствии с ч. 4 ст. 7.3 Закона РФ «О статусе столицы Российской Федерации» предоставление равнозначного жилого помещения, равноценного возмещения в денежной форме или путем предоставления равноценного жилого помещения осуществляется на основании договора, заключаемого между собственником жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, и уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.
Органом исполнительный власти города Москвы, уполномоченным на предоставление равнозначного жилого помещения и заключение соответствующего договора, является Департамент городского имущества города Москвы.
Пунктом 4.2.57 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 № 99-ПП, предусмотрено полномочие Департамента принимать решение о предоставлении жилых помещений.
Таким образом, в рамках реализации Программы реновации предоставление равнозначных жилых помещений производится уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы - Департаментом городского имущества города Москвы (ч. 1—4 ст. 7.3 Закона РФ «О статусе столицы»).
Фонд реновации учрежден и осуществляет деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Законом РФ от 15.04.1993 № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», Постановлением Правительства Москвы от 08.08.2017 № 517-ПП «Об учреждении Московского фонда реновации жилой застройки».
Так, в соответствии с п. 2.13 постановления Правительства Москвы от 08.08.2017 № 517-ПП «Об учреждении Московского фонда реновации жилой застройки» Фонд реновации вправе при наличии согласия собственника жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, заключить с собственником договор мены в отношении такого жилого помещения, по которому Фонд передает указанному собственнику находящееся в собственности Фонда жилое помещение, которое соответствует установленным для целей реализации программы реновации стандартам благоустройства и требованиям к улучшенной отделке, общая площадь которого больше общей площади принадлежащего указанному собственнику жилого помещения и жилая площадь которого меньше жилой площади принадлежащего указанному собственнику жилого помещения. Заключение указанного договора осуществляется без взимания доплаты с собственника и Фонда.
Согласно п. 2.14 вышеуказанного постановления собственнику, заключившему указанный в пункте 2.13 постановления договор мены жилого помещения, в порядке, установленном советом Фонда, предоставляется компенсация в денежной Форме за счет средств Фонда, размер которой определяется как произведение разницы между жилой площадью жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, и жилой площадью жилого помещения, находящегося в собственности Фонда и переданного по такому договору мены жилого помещения, на рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, находящегося в собственности Фонда и переданного по такому договору мены жилого помещения.
Частью 24 ст. 7.3 Закона РФ «О статусе столицы Российской Федерации» предусмотрено, что собственники жилых помещений и наниматели жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, которым предоставляются в собственность равнозначные жилые помещения, вправе по письменному заявлению приобрести за доплату жилые помещения большей площади и (или) жилые помещения, имеющие большее количество комнат, чем предоставляемые им равнозначные жилые помещения, в порядке, установленном нормативным правовым актом города Москвы, в том числе за счет средств материнского (семейного) капитала, жилищных субсидий и социальных выплат, право на получение которых подтверждается также государственными жилищными сертификатами, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Согласно п. 1.1 постановления Правительства Москвы от 01.02.2018 № 45-ПП правом приобретения жилых помещений в соответствии с условиями настоящего постановления обладают собственники жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве, или граждане, имеющие право пользования такими жилыми помещениями на условиях социального найма, которым предоставляются в собственность равнозначные жилые помещения.
В соответствии с п. 1.2 вышеуказанного постановления собственник, наниматель взамен приобретения в собственность равнозначного жилого помещения в соответствии с положениями статьи 7.3 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» вправе по письменному заявлению, направляемому в Московский фонд реновации жилой застройки, при наличии соответствующих жилых помещений, находящихся в собственности Фонда, приобрести за доплату жилое помещение (жилые помещения) в многоквартирном доме, в котором такому собственнику, нанимателю предоставляется равнозначное жилое помещение, либо в ином построенном в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее - Программа реновации) многоквартирном доме, в котором имеется резерв жилых помещений после завершения предоставления в нем равнозначных жилых помещений, при условии, что такой многоквартирный дом расположен в одном районе города Москвы (применительно к территории Зеленоградского, Троицкого или Новомосковского административных округов города Москвы - в одном административном округе города Москвы) с многоквартирным домом, который включен в Программу реновации и в котором собственнику, нанимателю принадлежит жилое помещение.
В силу п. 1.3 постановления Правительства Москвы от 01.02.2018 № 45-ПП приобретение в соответствии с пунктом 1.2 настоящего постановления жилого помещения (жилых помещений) осуществляется по договору мены с доплатой, заключаемому собственником с Фондом (далее - договор мены), или по договору купли-продажи, заключаемому нанимателем с Фондом (далее - договор купли-продажи).
Доводы истца о том, что у Фонда реновации имеется обязанность по предоставлению гражданам равнозначного жилого помещения без дополнительной платы, суд не может принять во внимание, поскольку нормами действующего законодательство определен уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, которым Фонд реновации не является, а значит не имеет полномочий на предоставление равнозначного жилого помещения при реализации мероприятий Программы реновации.
Истцом Зарубиным Б.В. также в качестве соответчика по настоящему делу привлечен Департамент градостроительной политики города Москвы.
Департамент градостроительной политики города Москвы является органом исполнительной власти города Москвы и действует в соответствии с полномочиями, определенными Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 31.03.2011 № 99-ПП.
Согласно указанному положению, принятие решений об изменении стоимости доплаты за жилое помещение в многоквартирном доме, предоставленное в рамках реализации Программы реновации, не относится к компетенции Департамента.
В рамках Программы реновации на Фонд реновации возложено заключение договоров мены с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации в случаях, определенных Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» и постановлением Правительства Москвы от 1 августа 2017 г. № 497-ПП «О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве». Правительством Москвы принято постановление от 01.02.2018 № 45-ПП «О порядке приобретения собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве, или гражданами, имеющими право пользования такими жилыми помещениями на условиях социального найма, за доплату жилых помещений большей площади и (или) жилых помещений, имеющих большее количество комнат, чем предоставляемые им равнозначные жилые помещения».
Таким образом, собственнику жилого помещения предоставлено право получить равнозначное жилое помещение от Департамента городского имущества г. Москвы без компенсаций и доплат либо воспользоваться возможностью приобрести у Фонда реновации жилое помещение, имеющее меньшую жилую площадь с получением компенсации либо имеющее большую жилую площадь и/или большее количество комнат с внесением доплаты.
Доводы истца о том, что он был вынужден заключить договор мены, поскольку равнозначное жилое помещением ему не было предоставлено по вине Фонда реновации, суд находит несостоятельными, поскольку истец самостоятельно обратился в Фонд реновации с заявлением о предоставлении ему жилого помещения большей площади, добровольно по собственной инициативе заключил с Фондом реновации договор мены жилого помещения, по условиям которого приобрел жилое помещение, имеющее большую площадь и большее количество комнат, с доплатой.
Таким образом, предоставленное истцу жилое помещение не может считаться равнозначным, поскольку ранее истец занимал жилое помещение, состоящее из одной комнаты, предоставленное жилое помещение по договору мены состоит из двух комнат.
Доводы истца о том, что условия переселения участника реновации, изложенные в уведомлении Фонда реновации от 20 ноября 2018 года, являются кабальными для участника реновации и ограничивают участника реновации в возможности использовать другие варианты переселения не связанные с приобретением нового жилья за дополнительную плату, суд находит несостоятельными ввиду следующего.
Согласно ч. 3 ст. 179 ГК РФ сделка на крайне невыгодных условиях, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
По смыслу указанной нормы на лицо, заявившее такое требование, возлагается обязанность доказать наличие совокупности следующих обстоятельств: сделка совершена на крайне невыгодных условиях; вынужденность совершения такой сделки вследствие стечения тяжелых обстоятельств; факт того, что контрагент сделки знал о вышеизложенных обстоятельствах и воспользовался этим.
Вместе с тем, истцом не представлены доказательства наличия совокупности вышеуказанных обстоятельств.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, учитывая, что Фонд реновации не наделен полномочиями по предоставлению равнозначного жилого помещения, учитывая, что договор мены № 49Ф/2019 с доплатой за предоставление жилого помещения, имеющего большую площадь и большее количество комнат, заключен сторонами в установленном действующим законодательством порядке с соблюдением условий и требований к его заключению, что подтверждает волеизявление истца на приобретение за доплату жилого помещения; договор мены заключен по инициативе собственника жилого помещения; истцом Зарубиным Б.В. получено жилое помещение большей площади предыдущего жилого помещения, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований Зарубина Б.В. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Зарубина Б.В. к Московскому фонду реновации жилой застройки, Департаменту градостроительной политики города Москвы, Департаменту городского имущества города Москвы об оспаривании суммы дополнительной платы при приобретении жилого помещения по договору мены, обязании признать жилые помещения равнозначным, обязании внести изменения в пункт 2.1 договора мены жилого помещения, обязании произвести возврат суммы доплаты в размере 1 674 983 руб. 72 коп. - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Апелляционная жалоба подается через Тверской районный суд города Москвы.
Судья М.В. Грибова
Мотивированное решение суда изготовлено 03.07.2020 года